д. Альпаково - д. Большое Эскино - с. Покровское - c. Сосновка - д. Горелышево - д. Жилотково - д. Язвиха - о. Сосновый Рог - п-ов Поддубенка - ур. Градолюбля (Городолюбля) - Вышневолоцкое вдхр. - Вышний Волочёк (усадьба гидростроителя М. И. Сердюкова)
Вода в р. Цна очень чистая..
Участники: |
Сергей Анатольевич, Ольга Бардина, Борис Кузнецов, Евдокия Кузнецова. |
Время проведения: | 06.05.24 по 13.08.24 |
Длительность: | 7 дней. |
Протяженность: | 182 км. |
Длина трека | 64.38 км |
Общий набор | 35 m |
Общий спуск | 76 m |
Цна - река на северо-западе европейской части России, в Тверской области, впадает в озеро Мстино. Длина - 160 км. Ширина русла местами доходит до 50 м. Цна принадлежит к бассейну Балтийского моря, а ее исток находится в болотистой местности Валдайской равнины. Крупнейший населённый пункт расположенный на берегах реки - город Вышний Волочёк, а крупнейший приток - река Шлина. Цна является важным элементом вышневолоцкой водной системы, с давних времен ее нижнее течение было частью водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Вышневолоцкое водохранилище, пополняемое рекой, является важным резервным источником для реки Тверцы и канала имени Москвы.
ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА.
Заброска. На собственном автотранспорте чуть выше д. Альпаково. Машину оставили на охраняемой парковке в Вышнем Волочке, к месту стапеля можно вернуться на Яндекс такси.
Выброска. Рядом с Усадьбой Сердюкова около Вышнего Волочка. Для того что-бы забрать машину с парковки, к месту антистапеля можно вызвать Яндекс-такси.
МАРШРУТ.
08.06.24. День 01.
Вынужденная дневка. 0 км.
Отогнав машину на парковку в Вышний Волочек, наконец, возвращаюсь на такси на место стапеля за деревней Альпаково. Команда все это время не сидела сложа руки и уже почти наполовину собрала обе лодки. Все бы ничего, но с моим приездом, небо окончательно затянуло тучами и стал накрапывать дождик, сначала небольшой - отдельными каплями, потом все сильнее и сильнее и к тому моменту, когда лодки были полностью собраны - полил как из ведра. Хорошо, что к этому моменту в близлежащих кустах мы уже натянули тент и перенесли туда все вещи.
Небо совсем нехорошо нахмурилось...
Спрятавшись под тентом решили ливень переждать. Но не тут-то было. Дождь лил все сильнее и сильнее и совсем не собирался утихать. Мы же решили времени не терять и отобедать. Сказано-сделано, обед готов и уже съеден, а дождь как-то не спешит утихать. Учитывая то, что на сегодня у нас был запланирован существенный переход по километражу, что бы выйти из зоны населенки, перед нами замаячила перспектива заночевать прямо тут на старте, ибо грести где-то в темноте, пытаясь пройти населенку, дело, мягко говоря, так себе. Выходить же сейчас и мокнуть под дождем тоже совсем не хотелось.
Но вот дождь наконец закончился, берег и поверхность реки затянуло плотной ватой тумана. К этому времени мы уже окончательно смирились с тем, что остаемся сегодня ночевать тут, но у нас оставалась одна не разрешенная проблема: замаринованный шашлык, который до завтрашнего дня с большой долей вероятности не дотянет. Т.е. готовить его нужно здесь и сейчас, вот только дров на этой стоянке нет ну совсем, весь сушняк выбран под чистую. Пришлось порядком полазить по окрестным буеракам в поисках сухих веток.
Туман на р.Цна (Тверская обл.) у д. Альпаково.
Стоянка на стапеле на р.Цна у д. Альпаково.
Но и с этой задачей мы наконец справились и теперь можно спокойно отдохнуть сидя и поедая наивкуснейший шашлык у уютно потрескивающего костра, наблюдая за тем, как день постепенно сменятся ночью...
09.06.24. День 02.
23,0 км
д. Альпаково - д. Большое Эскино - с. Покровское - c. Сосновка - C01
Утро встретило нас ярким солнцем и с появлением его первых лучей находиться в палатке стало совсем невыносимо из-за духоты, так что мы очень скоро повылезали из палаток и стали заниматься привычным бытом посвященному приготовлению завтрака и сбору к предстоящему путешествию. Пока завтракали к месту нашего ночлега подъехала какая-то древняя машина из которой вышла пожилая пара и поинтересовавшись на долго ли мы тут, стали в стороне терпеливо дожидаться окончания наших сборов. Оказывается у них тут на сегодня запланирован пикник.
Комарики прилетели...
0,0 км - начало маршрута [STRT] за деревней Альпаково.
Река Цна (Тверская обл.) старт у д. Альпаково.
2,5 км - подвесной пешеходный мост [BRGF01] около деревни Большое Эскино.
4,9 км - автомост [BRGA01] у с. Покровское проходится в левый проход под самым берегом, за мостом заросли скрывающие препятствия. Проходить их лучше так же под ЛОР берегом.
Только июнь, а водной растительности уже много.
Иногда на реке встречаются мелководья.
10,2 км - автомобильный мост [BRGA02] между частями села Сосновка раскинувшегося по обеим берегам реки.
13,0 км - в русле какой-то островок с остатками плотины. Обходить его логично под ЛОР берегом. Встали тут на обед. На ПОР берегу тут есть столом, кострище и лавки [DN01]. Пока обедали подъехала машина из которой выгрузилось семейство с детьми, быстро искупились около плотины и уехали.
Остановка на обед у остатков какой-то плотины.
Обед.
20,6 км - опоры разобранного моста [DNG01] железной дороги, которая в 1930-х годах соединяла стекольный завод «Красная Заря» со станцией Баталино Бологое-Полоцкой железной дороги. Перестала работать в начале 1990-х гг. и вскоре была разобрана.
Опоры разобранного моста Бологое-Полоцкой железной дороги.
23,0 км - стоянка 1-го дня на ЛОР берегу [C01].
10.06.24. День 03.
30,5 км
C01 - д. Горелышево - д. Жилотково - д. Язвиха - о. Сосновый Рог - C02
Река Цна (Тверская обл.)
25,9 км - опоры старого моста или остатки плотины в воде [DNG03] перед автомобильным мостом Красномайский - Лужниково, нужно быть внимательным, что бы не налететь на препятствие.
35,5 км - подвесной пешеходный мост в деревне Горелышево [BRGF05].
37,9 км - деревня Жилотково на ЛОР берегу.
40,8 км - гнилые бревна торчащие из воды [DNG02] от автомобильного моста, который был тут примерно до 2001 г.
41,6 км - подвесной пешеходный мост [BRGF03].
43,1 км - автомобильный мост дороги М-11 «Нева» [BRGA04].
Ласточкины гнезда по берегам реки.
Подводный мир реки Цна.
49,3 км - очень низкий пешеходный мост [BRGF04] у деревни Язвиха (ПОР). Когда-то тут проходила старая земская дорога Волочек - Осташков и пересекала реку. Нынешний пешеходный мост иногда смывается паводком.
Выходим в Вышневолоцкое вдхр.
Вышневолоцкое вдхр.
Закат на Вышневолоцком вдхр (о. Сосновый Рог).
53,5 км - стоянка 2-го и 3-го дней [C02] на острове Сосновый Рог.
11.06.24. День 04.
0 км. Дневка.
о. Сосновый Рог
На сегодняшний день у нас запланирована дневка и отдых. И погода к этому очень располагала. С самого раннего утра шел хороший дождь, мы до последнего дрыхли не высовывая своих носов из спальников. Но в конце-концов физиология взяла свое и пришлось таки вылезти из палатки. Под тентом на газу кипятим воду для приготовления завтрака, хотя время уже медленно и неукротимо подходит к обеду. Пока не спешно и размеренно поглощали завтрак, дождь незаметно закончился и мы пошли на прогулку вокруг острова...
Наша стоянка на о. Сосновый Рог.
Наша стоянка на о. Сосновый Рог.
Вид на Вышневолоцкое вдхр. с о. Сосновый Рог.
Вечером же нам снова показали великолепной закат с волшебной игрой красок на небосводе, а когда совсем стемнело, мы стали свидетелями жабьей охоты, которая проходила рядом с водной гладью, на берегу. Если посветить фонариком то можно было увидеть как жабья тусовка охотились на мотыльков порхающих тут в изобилии. Иногда то одна, то другая из этих казалось бы неповоротливых на вид жаб резко, всего лишь на долю секунды приоткрывала рот, и тогда на одного мотылька становилось меньше.
Ночной жабий жор.
12.06.24. День 05.
11 км.
C02 - о. Сосновый Рог - п-ов Поддубенка - ур. Градолюбля (Городолюбля) - Вышневолоцкое вдхр. - Вышний Волочёк (усадьба гидростроителя М. И. Сердюкова)
Утро сегодня выдалось замечательное: умеренно солнечное, а на воде тишь да гладь. И это очень хорошо, потому что сегодня нам предстоит пересечь Вышневолоцкое вдхр. поперек. И тихая безветренная погода, это как раз то, что нам нужно. Собрав вещи и погрузив их в байдарки, отчаливаем от уютного и гостеприимного острова и и держим свой путь сначала на оконечность п-ов Поддубенка. Обогнув его идем на северо-запад вдоль берега. Цель такого маневра - посетить урочище Градолюбля (Городолюбля).
Идем по Вышневолоцкому вдхр. в сторону урочища Городолюбля.
58,8 км - выходим на берег около ур. Градолюбля. На берегу есть место для стоянки [CMP07], но оно не очень хорошее, какое-то тут все кочковатое, с высокой травой, а значит комаров будет предостаточно. По тропинке проходим сотню метров к развалинам церкви Воскресения Христова.
Церковь Воскресения Христова в урочище Градолюбля (Городолюбля)
Церковь Воскресения Христова и Градолюбленский погост. Читать далее...
Скрыть текст
Церковь Воскресения Христова. Градолюбленский погост.
Церковь Воскресения Господня в Городолюбле
Источник: https://m.vk.com
Церковь Воскресения Господня в Городолюбле
Источник: http://matveevo.prihod.ru/gallery/view/id/2117/page/82#gallerytop
Существует предание о том, что на этом месте в конце XII века был основан Городолюбского монастырь преподобным Варлаамом Хутынским. Здесь находилась церковь во имя преподобного Варлаама, в которой хранилась древняя икона с его изображением.
К концу XVIII века, в селе Городолюбля была выстроена новая деревянная церковь Преображения Господня, которая прослужила почти 150 лет. В 1890 году в Городолюбле был освящён новый трёхпрестольный храм Воскресения Христова. И в старой деревянной церкви, и в новой каменной один из приделов был посвящён преподобному Варлааму. Почти 500 лет сохранялась память в Городолюбле о хутынском чудотворце.
Во время волны гонений 1930-х г. был закрыт и сейчас находится в плачевном состоянии. Несколько десятков лет рядом находился пионерский лагерь.
На Градолюбленском погосте покоится Михаил Иванович Сердюков - строитель, реконструктор и модернизатор Вышневолоцкой водной системы, пришедший на смену голландским инженерам.
Могила Михаила Ивановича Сердюкова
Плита на могиле Михаила Ивановича Сердюкова
Несмотря на общее запустение, могила с памятной плитой находится, в хорошем состоянии, сохранилась историческая плита и памятный надгробный знак 1912 года, установленный Министерством Путей Сообщения.
Скрыть текст
Осматриваем развалины: кровля уже вся рухнула, но в одном месте, как ни странно, на стене еще сохранился фрагмент росписи. Комаров тут немеряно, а нам еще нужно найти тайник геокешинга, но с этим делом мы справляемся оперативно и дабы не быть окончательно сожранными кровососами, быстренько ретируемся на открытую воду.
Теперь мы берем курс прямо на восток, на противоположный берег водохранилища. Погода все еще нам благоволит, ветра нет, водная гладь словно зеркало. Но долго испытывать судьбу не решаемся, ветер может подняться в любой момент и тогда нам может стать не сладко, поэтому веслами машем очень активно.
64,0 км - окончание маршрута в точке [FNSH]. Ориентиром нам служила усадьба Сердюкова, которая хорошо была видна с воды. Относительно нее чуть левее на берегу мы и закончили наше путешествие. Место хорошее удобное, тут же стоянка саперов. Сотовая связь работает, можно вызвать Яндекс-такси, что мы сделали. На такси я доезжаю до парковки где стоит наша машина и уже на ней забираю всех.
На обратном пути подъезжаем к усадьбе Сердюкова. Теперь это частная территория, проезд туда запрещен, но оставив машину можно зайти пешком и осмотреть ее.
ВЫВОДЫ
- От места стапеля до д. Кузнецова река идет по населенке, на протяжении почти 16 км места для постановки платки нет и этот участок реки не очень интересный.
- Дно реки часто каменистое, местами чиркаешь днищем лодки о камни, нужно быть внимательным.
- Вода в реке чистая, прозрачная.
- Не смотря на начало лета, водная растительность уже порядком разрослась, затрудняя местами движение.
- На Вышневолоцком вдхр. при сильном ветре может подниматься большая волна, что может сделать невозможным его пересечение.
КООРДИНАТЫ
Grid Шир/долг ггг.ггггг°
Datum WGS 84
Название | Описание | Координаты |
BRGA01 | Автомобильный мост. Проход под левым берегом. | N57,44585 E33,91752 |
BRGA02 | Автомобильный мост | N57,51937 E34,28008 |
BRGA04 | Автомобильный мост М-11 «Нева» | N57,42324 E33,83261 |
BRGF01 | Подвесной пешеходный мост | N57,52568 E34,26700 |
BRGF03 | Подвесной пешеходный мост | N57,52812 E34,34938 |
BRGF04 | Очень низкий пешеходный мост. Иногда смывается паводком. | N57,51778 E34,20124 |
BRGF05 | Подвесной пешеходный мост | N57,50498 E34,05035 |
C01 | Стоянка 1-го дня. | N57,52305 E34,40777 |
C02 | Стоянка 2-го и 3-го дней | N57,41697 E33,86761 |
CHR014* | Храм Покрова Пресвятой Богородицы | N57,46396 E33,95953 |
CHR015* | Деревянная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры 19-го века. | N57,56055 E34,42377 |
CHR016 | Разрушенная церковь Воскресения Христова в урочище Градолюбля. Построена в XIX веке. Полуразрушена. |
N57,51901 E34,20887 |
CMP01* | Охотничья стоянка с навесом, столом и костровищем. | N57,51984 E34,21352 |
CMP02* | Неизвестная стоянка | N57,52926 E34,26534 |
CMP03* | Неизвестная стоянка | N57,53418 E34,46241 |
CMP05* | Неизвестная стоянка | N57,57366 E34,45559 |
CMP06* | Неизвестная стоянка | N57,56065 E34,42529 |
CMP07 | Стоянка | N57,57278 E34,49370 |
CMP09* | Неизвестная стоянка | N57,53006 E34,39799 |
CMP11 | Туристическая стоянка | N57,53171 E34,52073 |
CMP12 | Стоянка | N57,52190 E34,49947 |
CMP13* | Неизвестная стоянка | N57,52933 E34,45464 |
CMP14* | Рыбацкая стоянка Костровище, стол. | N57,52996 E34,24095 |
CMP15 | Стоянка на ЛОР берегу. | N57,52941 E34,24138 |
CMP16 | Стоянка на ЛОР берегу. | N57,46117 E33,94444 |
DN01 | Место обеда со столом и лавками. В русле какой-то островок с остатками плотины. Обход под ЛОР берегом. | N57,49408 E34,02179 |
DNG01 | Опоры разобранного моста Бологое-Полоцкой железной дороги. | N57,53099 E34,26174 |
DNG02 | Автомобильный мост существовал ориентировочно до 2001 г. На данный момент видны лишь гнилые бревна. |
N57,51977 E34,08181 |
DNG03 | Опоры старого моста или остатки плотины в воде. | N57,56165 E34,51207 |
FNSH | Окончание маршрута. Стоянка саперов. Есть сотовая связь, можно вызвать такси. | N57,55867 E34,50860 |
INT01 | Обелиск в честь завершения строительства Вышневолоцкой водной системы. Ранее обелиск стоял у бейшлота Заводского водохранилища, но при затоплении Вышневолоцкого водохранилища был перенесен сюда. |
N57,55833 E34,50870 |
INT02 | Усадьба устроителя Вышневолоцкой водной системы М. И. Сердюкова. Сохранились двухэтажный главный дом (постройки 1703-1719 гг.) в стиле раннего барокко, флигель, конюшня и красно-кирпичное здание (вероятно, винокуренный завод). Здесь останавливался Пётр I. |
N57,56088 E34,42157 |
MRN* | Причал | N57,59671 E34,51085 |
P1* | "Парковка +7 (910) 930-48-48 ул. Мира, 61, Вышний Волочёк" |
N57,59447 E34,54034 |
P2 | Парковка. Гараж ДОСААФ +7 (920) 154-36-19 |
N57,59390 E34,55425 |
P3 | Парковка +7 (910) 930-13-97 ул. Котовского, 42, Вышний Волочёк |
N57,40809 E33,81015 |
STRT | Начало сплава по р. Цна (Тверская обл.) |
ССЫЛКИ