extra_toc

Пешая часть: брод р. Балбанью (Балбанъю) - оз. Малое Балбан-ты - Чум - бр. Балбанью - оз. 869 м - стоянка "Валдик" - пер. Перемычка, 1437м (1А-2А) - г. Народа (Народная), 1895м - пер. Перемычка, 1437м (1А-2А) - стоянка "Валдик"- стоянка - бр. р. Балбанью - Чум - оз. Малое Балбан-ты - бр. р. Балбанью - оз. Большое Балбан-Ты - бр. р. Балбанью - стоянка "Балбанты" - стоянка "Балбанты" - база "Желанное" - автопроброска.

Водная часть: стоянка "Гроты" (начало сплава) - р. Бальбанью - р. Кожим - стоянка "Стрелка" - пор. "Манюка" - ск. Иван-Камень - турбаза "Орлиное гнездо" - бр. р. Кожим - стоянка "Лимбекою" - стоянка "Бетью" - стоянка "Пальникшор" - стоянка "Риф" - ж/д мост через р. Кожим. На горе Народная

На горе Народная

В очередной раз ловим себя на мысли, что собираясь в отпуск, поиски места "где бы перезимовать лето" частенько приводят в "места не столь отдаленные". Так произошло и в этот раз, в отпуск мы поехали в район реки Кожим, в те самые места, куда в относительно недалеком прошлом некоторых граждан отправляли исправлять свое плохое поведение. Во время сборов в голове постоянно крутилась песня, которую в далекие студенческие годы один мой друг пел под гитару. В голову постоянно лезли строки из этой песни:

"Налево - Воркута, а там Ухтинский спец,
Кожимский тракт и мы посередине.
В "Уралами" разбитой колее, промерзшей колее
Дуба даем на станции в Кожиме."

Но, вот и настало время посмотреть и на тракт, и на реку, давшую ему название. Вопреки ожиданию (мерзенькая, холодная, дождливая погода), суровый край порадовал нас жарким летом (полтора дождливых дня не в счет) с температурой до +27 и великолепными, ни на что не похожими ландшафтами. Сходили на высшую точку Уральских гор - гору Народная (место на наш взгляд попсовое, куча зевак, заведенных сюда гидами) и сплавились на пакрафте по вполне категорийным речкам Балбанью и Кожим (это было поинтересней). Речки порадовали изумительной прозрачностью и шустрым течением - можно почти не грести, вода сама тебя несет куда-то в даль, кажется, что ты не плывешь, а паришь над каменистым дном, которое можно рассмотреть в мельчайших подробностях.

Участники:
Сергей Анатольевич,
Ольга Бардина
Время проведения: 31.07.23 по 10.08.23
Длительность: 11 дней
Протяженность: 189 км

Детали GPS-трека
Длина трека 213.8 км
Общий набор 2495 m
Общий спуск 3035 m
Уровень сложности 4/5 - Тяжело
Категории Сплав, Треккинг
МестностьНац. парк Югыд ва

Сокращения: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически, в [квадратных скобках] указаны названия точек, координаты которых указаны в конце отчета. "*" - звездой отмечены координаты, не проверенные на местности и взятые из других отчетов или определенные по карте.

Примечание: координаты порогов и их описания (в таблице в конце отчета и в файле для навигатора) составлены не нами, а взяты из этого источника и вот из этого источника.

 

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА.

Заброска.

  • Поездом из Москвы до Инты. Далее заказанной машиной повышенной проходимости (контакты водителей, можно получить в администрации заповедника Югыд ва) забрасываемся до базы "Желанное". Есть разные варианты заброски: можно забронировать машину целиком под одну группу, но также организуются сборные рейсы с фиксированной оплатой с человека. На базе оставляем снаряжение и запас продуктов для водной части маршрута. Пешую часть можно начинать уже от базы или попытаться договориться с водителем и проехать еще километров 5 на южную оконечность озера Большое Балбан-Ты. Дальше этой точки заброситься, по идее тоже можно, но далеко не все машины соглашаются на это, т.к. начинаются заповедные территории, куда проезд простым смертным запрещен. Точно мы не знаем, но есть соображения, что дальше идут только треколы заповедника. 

Выброска.

  • От ж/д моста на р. Кожим (чалка на ПОР берегу) расстояние до платформы Кожим примерно 3,5 км. Это расстояние можно преодолеть пешком или поискать транспорт среди местных дачников. Во время нашего похода извозом занимался Дед Батон, дом которого стоит рядом с местом антистапеля. На платформе Кожим нет никакой инфраструктуры, кроме сиротского навеса над лавкой у ж/д путей. Тут ночью останавливается поезд Воркута-Москва 375Я, и если вы ограничены во времени, можно уехать сразу отсюда, но готовьтесь к тому, что ждать ночной поезд придется в не очень приятных условиях: в туче мошки и, если не повезет, еще и под дождем. Комфортнее же уехать со ст. Кожим на вечерней электричке в Инту и ждать поезда дальнего следования уже на вокзале в Инте в тепле и без гнуса. На вокзале в Инте есть даже комната повышенной комфортности, арендовав которую за небольшую плату на несколько часов, можно принять душ и поспать в кровати.
  • В некоторых отчетах была информация, что группы заканчивали маршрут у ж/д моста на ЛОР берегу и оттуда шли пешком до пл. 1952 км (что ближе, чем до пл. Кожим), где садились на ту же электричку до Инты. Поезда дальнего следования на этой платформе не останавливаются. 

 

МАРШРУТ.

31.07.23. День 01.

14,1 км

брод р. Балбанью (Балбанъю) - оз. Малое Балбан-ты - Чум - брод р. Балбанью - оз. 869 м - стоянка "Валдик"

 

Заброска к базе Желанное со сборной группой туристов

Заброска к базе Желанное со сборной группой туристов

 

Вот и Кожим. Пока где-то там далеко внизу...

Вот и Кожим. Пока где-то там далеко внизу...

 

После обеда, изрядно протрясшись в машине, наконец-то доехали до базы «Желанное». Дорога была не быстрой, Газ еле-еле плелся по ухабам, так что все время пока мы ехали, приходилось крепко держаться за сиденье, чтобы не отправиться кататься по кабине. 

Август тут нынче выдался аномально жарким - из поезда мы выходили в футболках, так что в салоне стояла еще та духота... ощущали мы себя словно пирожки в духовке, хорошо, что догадались на станции купить в дорогу бутылку воды. Однако все имеет конец, и, кажется, наше забросочное приключение закончилось, а значит можно вдохнуть наконец полной грудью свежий воздух! С мошкой...

Пообщавшись с попутчиками, выяснили, что их большая часть планирует начать свой поход примерно оттуда же, что и мы. По сему поводу решаем уболтать водителя подбросить нас еще 5 км на южную оконечность озера Большое Балбан-Ты. Дальше машина не идет, хоть дорога и есть: заповедник следит за своей территорией, и дальше пускает только избранных, наш водитель в их число, видимо, не входит.

Оставив пакрафт, большую часть раскладки и еще кое-какие вещи на складе базы, снова загружаемся в уже поднадоевший автомобиль и едем дальше.

Наконец останавливаемся у добротного навеса с кострищем [STRTTRCK] - это начало пешей части нашего маршрута. Мы быстро выгружаемся, перекусываем и в 16:00 начинаем наше путешествие.

Сразу бродим какую-то протоку. Если после этого не потерять еле заметную тропу, то основной брод реки Балбанью [FRD01] будет представлять собой несколько небольших проток, на которое распадается основное русло, но про это знают не все, кто-то идет прямо по автомобильному броду - это долго и глубоко.

Перебродив речку, сразу выходим на хорошую большую дорогу, по которой идти одно удовольствие, но удовольствие скоро закончилось, так как дорога уперлась в большое болото. Пытались обойти его с ЛПХ. В общем, наверное, успешно - не промокли, правда изгваздались достойно. И это болото было только началом. Дальше заболоченные участки стали встречаться с завидной регулярностью, так что под конец нашего сегодняшнего перехода перепачкались мы окончательно, да и в ботинках стало совсем сыро.

В долине ручья, протекающего между горам Старик-Из и Старуха-Из, у подножья северо-западного склона последней, находится местная достопримечательность - Чум [SHCH].  это действующее стойбище оленеводов. При желании у них можно купить копченой рыбы и поделки из оленьих шкур, которые они с удовольствием всем предлагают.

Cтойбище оленеводов Чум. Читать далее...

Скрыть текст

Стойбище оленеводов с древней историей. О нем упоминали все путешественники, проходившие по этим местам. Так в июле 1850 года здесь останавливалась первая экспедиция Императорского географического общества Э. К. Гофмана и даже сохранился рисунок, который сделал здесь художник экспедиции И. Бермелеев.

Стойбище оленеводов - рисунок художника экспедиции Гофмана (1850 г.)

Стойбище оленеводов - рисунок художника экспедиции Гофмана (1850 г.)

Источник: https://uralstalker.com/uarch/us/2014/08/3/

Скрыть текст

Около Чума долина местами заболочена, ручей, текущий по ней, постоянно петляет. Немного пройдя вдоль ручья, мы переправились на другой берег в точке [FRD02]. Здесь снова пришлось обходить заболоченные участки, удаляясь от Чума и озера. Основная же дорога, по которой едут треколы, наоборот, идет внизу вдоль озера Малое Балбан-Ты, но она еще сильнее заболочена и идти по ней медленно и неудобно. Мы же хотим выйти на тропу, проходящую по старой крупной осыпи, по идее ее начало и конец отмечены знаками заповедника. Знак мы нашли [TRCK01] и дальше бодро поскакали по камням.

Снова брод через реку Балбанью [FRD03], который мы успешно прошли по камням, не разуваясь.

К месту стояки у озера подошли к 20:30. На самом деле мест для стоянки тут несколько. Одно на подходе используются организованными туристами, тут стояла большая группа, а мы встали на стоянке "Валдик", оборудованной заповедником капитальным навесом со столом и кострищем (дров нет) [C01-02]. 

Заброска к базе Желанное со сборной группой туристов.
Вот и Кожим. Пока где-то там далеко внизу...
Начало похода. Оля к приключениям готова))
Вид на перевал Валдик.

 

01.06.23. День 02.

16,8 км

стоянка "Валдик" - пер. Перемычка, 1437м (1А-2А) - г. Народа (Народная), 1895м - пер. Перемычка, 1437м (1А-2А) - стоянка "Валдик"

Встали в 5:45. Неугомонное полярное солнце к этому временя уже порядочно шпарило, и в палатке было невыносимо душно.

В 7:30 налегке вышли в сторону тропы, ведущей на вершину горы Народная. Оглянувшись назад, увидели как от соседних стоянок потянулся народ на восхождение. Тропа хорошо натоптана и ненадолго теряется только в курумнике около озера Бублик.

 

Озеро Бублик.

Озеро Бублик.

 

Перед выходом в широченную седловину перевала Перемычка 1437м (1А-2А) [PASSPRMCHKA*] некрутой снежник, где встречается розовый снег - явление, наблюдаемое высоко в горах и в приполярных областях, за счет массового размножения водоросли Chalamydomonas nivalis. В седловине установлен указатель "Европа-Азия" и с высоты птичьего полета открывается вид на долину Голубых озёр и собственно озера.

 

Тропа на гору Народная идет по нерастаявшим снежникам.

Тропа на гору Народная идет по нерастаявшим снежникам.

 

Розовый снег

Розовый снег

 

Седловина перевала Перемычка.

Седловина перевала Перемычка.

 

Из седловины перевала дальнейший подъем более крутой, по средней осыпи. Тропа хорошо промаркирована краской. Идем вдоль обрыва, любуясь бирюзовыми озерами внизу. Камни на осыпи, по которым мы поднимаемся, плоские, часто по ним можно идти как по ступеням.

 

Вид на озеро Голубое при восхождении на г. Народная.

Вид на озеро Голубое при восхождении на г. Народная.

 

Вышли в седловину перед вершиной. Тут установлен крест и открывается живописный вид на долину реки Манарага. Тропа до вершины также маркирована краской, но, как нам сказал гид одной из групп, снег тут сошел всего 1,5-2 недели назад.

 

Долина реки Балбанью, озера Бол. и Мал. Балбанты.

Долина реки Балбанью, озера Бол. и Мал. Балбанты.

 

Вид со склона горы Народная в долину реки Народа.

Вид со склона горы Народная в долину реки Народа.

 

Вид на памятный крест на тропе восхождения на г. Народная.

Вид на памятный крест на тропе восхождения на г. Народная.

 

Вот и плоская продолговатая вершина горы Народа (Народная), 1895м (1670м по GPS) [MNTNAR] - высшая точка Уральского хребта. Вершина захламлена разнообразной атрибутикой всевозможных туристических клубов. И какого барахла тут только нет, не хватает только костюма космонавта...

 

Оля выходит на вершину горы Народная.

Оля выходит на вершину горы Народная.

 

На вершине горы Народная

На вершине горы Народная

 

Вдоволь нагулявшись по вершине, налюбовавшись видами и нафотографировавшись, той же дорогой вернулись на стоянку "Валдик".

Уже недалеко от стоянки встретили оленя, деловито гарцевавшего по тундре.

 

Олень.

Олень.

 

Приходим к нашей палатке, солнышко еще не село и греет. К нам на стоянку пока никто не присоединился, по этому поводу решили быстренько окунуться в ручье, вытекающем из озера, благо, что кто-то в нем построил небольшую каменную гряду: и переправа на другой берег, и запруда для купания.

Только мы окончили водные процедуры, как на стоянку с разных сторон на ночлег стали подтягиваться небольшие группы. С перевала Валдик пришла пара парней и по тропе со стороны горы еще одна небольшая группа туристов. У последних была выкуплена на послезавтра машина от базы до Инты. Приятно пообщались с ребятами во время ужина и договорились, что они нас подбросят от базы до стоянки Гроты, откуда мы планировали начать наш сплав.

Итоги дня: на вершину шли прогулочным шагом, дорога туда и обратно с обедом и частыми остановками на фото заняла около 10 часов. С погодой повезло, весь день ни облачка. Спуск нудный: постоянно нужно смотреть на каменюки под ногами и думать, куда поставить ногу. На спуске на снежнике Оля умудрилась так присесть на снег, так что погнула между камнями BD-шную палку, хорошо, что не испортила себя.

Тропа в сторону оз. Бублик и на г. Народная.
Оля вышла на фотоохоту.
Озеро Бублик.
Тропа на гору Народная идет по нерастаявшим снежникам.
Тропа на гору Народная идет по нерастаявшим снежникам.
Седловина перевала Перемычка.
Вид на озеро Голубое при восхождении на г. Народная.
Седловина перевала Перемычка.
Долина реки Балбанью, озера Бол. и Мал. Балбанты.
Вид со склона горы Народная в долину реки Балбанью.
Вид со склона горы Народная в сторону долины реки Манарага.
Вид со склона горы Народная в долину реки Народа.
Вид на памятный крест на тропе восхождения на г. Народная.
Оля выходит на вершину горы Народная.
На горе Народная.
Олень.

 

02.08.23. День 03.

стоянка "Валдик" - бр. р. Балбанью - Чум  - оз. Малое Балбан-ты - бр. р. Балбанью - оз. Большое Балбан-Ты - бр. р. Балбанью - стоянка "Балбанты"

19,6 км

Со стоянки вышли не рано. День ясный и солнце снова нещадно печет с самого раннего утра, вызывая неприятные ощущения на коже после того, как вчера мы слегка обгорели на восхождении. Все же крем от солнца был бы не лишним, но на этапе сборов идея взять его с собой была отметена как глупая: там всё время дождь и холод, зачем нам в конце лета солнцезащита в этих то местах. 

Кажется, за позавчерашний и вчерашний солнечные дни болотная топь как-то изменила свои свойства: то ли подсохла, то ли стала какой-то более вязкой что ли... Так или иначе, но обратный путь нам показался не таким болотистым, и прошли мы его с меньшим дискомфортом. Пока лазили по болотам, иногда встречали морошку, но она была недозревшая (красная и зеленая).

 

Река Бальбанью

Река Бальбанью

 

Снова проходим мимо стойбища оленеводов Чума. Решаем заглянуть и посмотреть, чем тут можно поживиться. Кроме рыбы хозяева Чума очень рекомендовали купить у них тапочки из оленьей шкуры и даже целую шкуру. Шкура выглядела отлично, но от ее покупки нам все же пришлось отказаться - не придумали, куда ее засунуть в пакрафте. В результате купили копченой рыбы за 200 руб и тут же недалеко съели ее на обед вместо колбасы. Рыба очень вкусная и ароматная, того гляди, прибегут медведи со всей округи, интересоваться, кто тут такую вкусную рыбку ест и не делится с ними. Кстати, если хотите рыбу с пивом - несите ее к базе, там пиво продают. Цена, правда, соответствующая, но жажда же - всё!

 

Озеро Малое Балбанты

Озеро Малое Балбанты

 

После обеда идем до брода [FRD01] и, заприметив по пути в реке глубокое место, с удовольствием в нем купаемся, ибо жара стоит неимоверная и уже давно хочется охладиться и освежиться.

Но вот и снова знакомый нам брод через реку Балбанью [FRD01]. Судя по карте, дальше дорога тут раздваивается и идет по обе стороны озера Большое Балбанты, но вчера наши новые знакомые сказали, что правый берег сильно заболочен и лучше идти левым. Правда, в таком случае речку придется бродить два раза: при впадении в озеро и при выходе из него. Но в такую погоду бродить речку было одно удовольствие, вода приятно остужала ноги. Бродить тут можно даже босиком, но с хорошим массажным эффектом - крупная округлая галька больно давит на ступни ног, поэтому в обуви это все же делать комфортнее.

Озеро Большое Балбан-Ты проходим по дороге ЛОР берегом. Снова бродим реку Балбанью [FRD04], около базы придерживаясь места, где реку переезжают машины. В это время брод не сложный, но без бродильной обуви тут уже точно не обойтись. На ночлег останавливаемся на огромной стоянке с навесом у озера Большое Балбан-Ты [C03]. На стоянке никого, кроме нас и еще одной палатки на соседней полянке, не было. Пришли уставшими, быстро поужинали и легли спать - завтра вставать рано, да и противный холодный ветер поднялся.

Река Бальбанью
Река Бальбанью
Озеро Малое Балбанты

 

03.08.23. День 04.

стоянка "Балбанты" - база "Желанное" - автопроброска - стоянка "Гроты" (начало сплава) - р. Бальбанью -  р. Кожим - стоянка "Стрелка"

Пешком - 1,1 км, автопроброска - 24,7 км, сплав - 12,4 км.

Проснулись рано, чтобы спокойно собраться и успеть на машину, арендованную горными туристами, с которыми мы познакомились накануне. Они любезно согласились нас подбросить до стоянки "Гроты", только вот отъезд назначен на 8 утра, а нужно еще добежать около 1 км до базы, поэтому встали в 5-30. Ветер к утру утих, стало хорошо и спокойно, решили искупаться в озере. Купание - то была отдельная тема: пока плывешь, ничего особенного не происходит, но стоит только встать на дно и замереть неподвижно, как тебя тут же окружает стая мальков хариуса, настолько огромная и плотная, что за их спинами невозможно разглядеть ни дна, ни даже собственных ног. При этом мальки вскоре начинают пощипывать кожу, устраивая своего рода пилинг. После водных процедур, позавтракав, около 7 были уже полностью собраны и направились на базу.

На базу "Желанное" пришли около 7-20, забрали со склада весла, герму с пакрафтом, продуктами и прочим барахлом для сплава, загрузились в машину и уже в 7-40 были в пути.
До стоянки "Гроты" ехать почти 25 км, добрались минут за 40 - 45. У воды тут оборудована стоянка с навесом [STRTSPLV], растет красная смородина и вьются тучи гнуса. Сложив вещи у навеса, прогулялись чуть ниже по течению реки (метров 100 - 150) к самим гротам в скалах, где из-под скалы [INT04] вытекает ледяная речушка, снова ныряет под скалы и наконец несет свои воды в реку Бальбанью.

 

Оля у подземного ручья. Гроты.

Оля у подземного ручья. Гроты.

 

Начало сплава по р. Бальбанью от стоянки Гроты.

Начало сплава по р. Бальбанью от стоянки Гроты.

 

Вернувшись, долго копаемся, перебираем и перепаковываем вещи, чтобы оптимально все уложить в пакрафт, так что вышли на воду только около 12-00.

Участок реки от Гротов до базы отдыха заповедника "Сановож" [BZ02*] шли без описания, здесь в основном хорошо читаемые с воды шиверы, но два последних препятствия требуют повышенного внимания (порог "Бегемот" [R-BGMT] и порог "Узкий" [R-UZKIY]) - несколько сливов плюс неочевидная линия движения между камнями. Мы вовремя успели зачалиться на ПОР берегу перед основным сливом порога "Бегемот" и провести лодку.

После базы "Сановож" шли по описанию, просматривая все отмеченные шиверы и пороги. Ключевые участки в основном проводили по воде. Тут надо пояснить, что у нас изначально не было цели преодоления спортивных препятствий, т.к. в формате похода на одном судне без внешней страховки это небезопасно, и вообще, нам больше нравятся сплавы по спокойной воде. Поэтому порожистый участок Балбанью - порог "Манюка" мы рассматривали как вынужденное препятствие, и нашей основной задачей было преодолеть его без потерь для себя и пакрафта. Забегая вперед, с задачей мы почти успешно справились и не пожалели о решении начать сплав с Балбанью, а не сразу с более спокойного Кожима, т.к. Балбанью очень красива.

Река Балбанью течет среди красивых скальных выступов. Но сил и времени на созерцание окружающих красот было меньше, чем хотелось бы, т.к. обстановка на воде требовала повышенного внимания и довольно много сил.

На время обеда встали после основного слива порога "Крестовый" [R-KREST]. Тут на ЛОР берегу есть удобная каменистая отмель напротив красивых скал.

 

Вид на пороги Крестовый и Карьер. Река Балбанью.

Вид на пороги Крестовый и Карьер. Река Балбанью.

 

Порог Крестовый. Река Балбанью.

Порог Крестовый. Река Балбанью.

 

Около порога "Труба" [R-TRUBA] встречаем группу однокорпусников (каркасных байдарок). Познакомились, ребята оказались из клининградского турклуба "Факел". Этот участок пути от "Гротов" они идут уже второй день, периодически заклеивая дыры после прохождения каменистых участков. Пока ребята готовились проходить порог "Островной" [R-OSTROV], мы проскочили его по ЛОР "канализационной" протоке и ушли вперёд.

Около 18-00 вышли на слияние с рекой Кожим и встали на стрелке (ЛОР) на огромной стоянке (стоянка заповедника "Стрелка") [C04-05] за несколько сотен метров перед порогом "Манюку".

 

Скалы на реке Кожим.

Скалы на реке Кожим.

 

Закат на реке Кожим.

Закат на реке Кожим.

 

На стоянке три оборудованных навеса, два из которых сделаны из металлических профилей и гофролиста. Металлические навесы снабжены каждый по увесистой, подвешенной на проволоке железяке. Судя по всему, для отпугивания медведей. Тут же вспомнили, что ребята, которые помогли нам с проброской, рассказывали, что видели медведя на переправе (но это ниже по течению).

В окрестностях стоянки растут луговые опята, насобирали прибавку к ужину.

Немного поразмыслив, на завтра решили сделать дневку, т.к. в результате удачной заброски и проброски идем с опережением графика на 2 дня.

Итоги первого сплавного дня на пакрафте: для нас это был первый опыт сплава по порогам и обмелевшим перекатам на пакрафте. Каменистые препятствия пакрафт преодолевает отлично. Неоднократно наезжали на обливняки и даже зубья - ни одной дырки в лодке, и это при том, что каркасные байдарки на этом участке пути часто клеились. При прохождении слаломных порогов многие ошибки пакрафт прощает, например, при навале лагом на камень лодка через него переваливается, сползает и продолжает движение, т.е. на борт струя не наступает. Есть подозрение, что пакрафт не очень хорош в прохождении бочек, но мы это проверять не стали.

Потери дня: после очередной фотосесси Оля неудачно закрутила фотогерму, а в очередной шивере нас хорошенько обдало валом, и вот результат - внутри гермы вода, фотоаппарат не работает. Ну хотя бы документы не пострадали.

Подземный ручей. Гроты.
Подземный ручей. Гроты.
Подземный ручей. Гроты.
Начало сплава по р. Бальбанью от стоянки Гроты.
Вид на пороги Крестовый и Карьер. Река Балбанью.
Порог Крестовый. Река Балбанью.
Река Балбанью.
Порог Крестовый. Река Балбанью.
Скалы на реке Кожим.
Закат на реке Кожим.

 

04.08.23. День 05.

Дневка.

Пешком 2 км

По идее, сегодня можно было бы спать сколько хочешь, но так как в 5 утра неугомонное полярное солнце уже вовсю шпарит, нещадно раскаляя палатку, сколько хочешь не вышло... Продержались до 7 утра.

Погода весь день была отличная, погуляли по окрестностям, сходили на порог "Манюка", застали его прохождение параллельной группой калининградцев. Пока смотрели на ребят, утвердились в мысли, что в основной слив мы не полезем, а проведем лодку по «канализации» справа перед огромным камнем. Вторая ступень порога - проход у левого берега.

 

Подход к порогу Манюка.

Подход к порогу Манюка.

 

Вид на порог Манюка.

Вид на порог Манюка.

 

Порог Манюка, 2-я ступень.

Порог Манюка, 2-я ступень.

 

Вернулись на стоянку, сходили к останцу "Старик камень" [INT05] и искупались.

Мошка то есть, то нет, зависит от порывов ветра.

 

Старик камень

Старик камень

 

Вид на порог Манюка.
Река Кожим.
Вид на порог Манюка.
Вид на порог Манюка.
Река Кожим за порогом Манюка.
Река Кожим за порогом Манюка.
Старик камень
Закат на реке Кожим.

 

05.08.23. День 06.

стоянка "Стрелка" - Порог "Манюка" - скала Иван-Камень - турбаза "Орлиное гнездо" - брод р. Кожим - стоянка "Лимбекою"

Сплав 31,2 км

Подъем в 5:30, выход в 8:45, после дневки долго копались с вещами. Погода прекрасная: все так же солнечно и тепло.

Порог "Манюка" прошли так, как планировали вчера. Ниже порога на ЛОР берегу и останца "Каменная баба", хорошо видимого издалека, собиралась стартовать группа на 2-х катамаранах, судя по всему, коммерческий сплав.

 

Каменная Баба

Каменная Баба

 

Ниже порога Манюка, как все и пишут, препятствия не представляют особой сложности. Шиверы и перекаты с дорожками валов и несильными прижимами идут практически непрерывно друг за другом.

Прекрасные скальные берега, вода удивительного изумрудного цвета, абсолютно прозрачная, камни на дне даже в самых глубоких местах видны в мельчайших подробностях...

 

Прозрачные воды Кожима.

Прозрачные воды Кожима.

 

Оля в пакрафте.

Оля в пакрафте.

 

Около 11-ти часов догнали группу байдарочников, которые ушли вчера вперед.

На обед остановились на живописном перекате напротив скалы Иван-Камень [INT10]. Балдеем: греемся на солнышке и любуемся природой.

 

Скала Иван-камень на реке Кожим.

Скала Иван-камень на реке Кожим.

 

Скала Иван-камень на реке Кожим.

Скала Иван-камень на реке Кожим.

 

Примерно посередине нашего сегодняшнего пути на ЛОР берегу виднеется недействующая турбаза "Орлиное гнездо".

Течение на этом участке реки быстрое, даже вне перекатов почти не гребем.

Ближе к переправе [FRD06] перекаты начинают мелеть, солнце сидит уже низко, и воду плохо видно.

 

Прозрачные воды Кожима.

Прозрачные воды Кожима.

 

Прозрачные воды Кожима.

Прозрачные воды Кожима.

 

На стоянку встаем на ЛОР берегу, за переправой в устье реки Лимбекою. Примерно через час нас догоняют калининградцы и встают рядом. Места тут много - большая поляна, два навеса. На стоянке полно мошки, ни грибов, ни ягод нет.

 

Закат на реке Кожим у устья р. Лимбекою.

Закат на реке Кожим у устья р. Лимбекою.

 

На следующий день, километрах в двух ниже по течению на ПОР берегу на небольшой скале видели еще одну стоянку, кажется там уютнее, но места не так много.

На реке Кожим.
Каменная Баба
Река Кожим.
Прозрачные воды Кожима.
Оля в пакрафте.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Остановка на обед.
Скала Иван-камень на реке Кожим.
Скала Иван-камень на реке Кожим.
Прозрачные воды Кожима.
Прозрачные воды Кожима.
Река Кожим перед переправой.
Закат на реке Кожим у устья р. Лимбекою.
Река Кожим у устья р. Лимбекою.

 

06.08.23. День 07.

стоянка "Лимбекою" - стоянка "Бетью"

Сплав 29,6 км

Ночью была гроза, утро без дождя, облачность переменная.

Подъем в 7:00, выход в 9:45. Со сборами особо не спешим, немного перепаковываем вещи: что-то достаем из баллонов пакрафта, что-то убираем туда внутрь.

Дальше река по своему характеру становится все более спокойной, появляются плесы. Обедаем на стоянке [CMP06], на карте генштаба где-то тут указана какая-то Землянка Потапова. Рядом со стоянкой ничего такого замечено не было, а поиском заниматься совсем не хотелось.

 

Прозрачные воды Кожима.

Прозрачные воды Кожима.

 

Река Кожим.

Река Кожим.

 

Пока обедали, краем глаза заметили движущийся грозовой фронт. Решили ускориться и собраться до того, как он доберется до нас... Но нас зацепило всего лишь небольшим дождиком, который быстро закончился, всё остальное прошло мимо.

 

Река Кожим.

Река Кожим.

 

Река Кожим.

Река Кожим.

 

На ночевку встали на стоянку Бетью [C07-08]. Успели зачалиться и поставить палатку до того, как начался дождь, кажется теперь надолго...

Стоянка, похоже, из редко посещаемых сотрудниками заповедника: мусорка переполнена и уже "расползается" во все стороны, по кустам валяются искореженные железяки - остатки навеса. Несмотря на это, один деревянный навес всё же жив, и мы под ним устраиваемся с комфортом.

Прозрачные воды Кожима.
Река Кожим.
Наш пакрафт.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.

 

07.08.23. День 08.

Дневка.

0 км

Всю ночь лил дождь и, когда мы проснулись, он совсем и не думал прекращаться. Собираться под дождем совсем не хотелось, да и времени у нас достаточно, спешить некуда, решаем подождать до обеда и уже тогда принимать решение, идти ли дальше. Наши же попутчики из Калининграда решили стартовать под дождём, ну что же, пожелаем им успеха.

Проводили ребят, помахали им из-под навеса ручкой, выпили по чашечке свежесваренного кофе и залегли обратно в палатку.

 

Дары природы.

Дары природы.

 

Дождь к обеду не закончился, а желания собираться и плыть дальше под дождем почему-то не появилось, зато появились грибы. Оля набрала их преизрядно и сварила суп на обед - вышло замечательно! И еще собрала котелок черники, которая наконец-то появилась на стоянке - вообще праздник жизни!

Дары природы.
Стоянка с информационным щитом.


08.08.23. День 09.

стоянка "Бетью" - стоянка "Пальникшор"

Сплав 32,3 км

Сегодня у Оли День Рождения. Природа в этот день преподнесла ей подарок - дождь закончился, правда температура упала градусов до 18 (по ощущениям - без теплой поларки начинаешь подмерзать). После завтрака прилетела птичка-калитка, а это, по нашей примете из похода по Кольскому - спутник затяжного дождя, шторма и прочих походных катаклизмов. Калитка - потому что через равномерные небольшие промежутки времени птица издает звук скрепящей калитки, как будто она болтается на ветру туда-сюда. По поводу появления птички перед выходом на воду решили утеплиться - одели теплое термобелье и поверх мембрану.

Несмотря на небольшой дождик, сегодня был первый день, когда в лодке было сухо - на перекатах перестало заплескивать, хоть и ранее мы их проходили очень аккуратно.

Первый ходовой час активно гребли и прошли 8 км, после чего с греблей решили закончить, иначе часа через полтора пришло бы разбивать лагерь, т.к. запланированный километраж к этому времени уже закончился бы.

Течение реки быстрое, нас несет мимо великолепных ландшафтов, скальных выступов, не теряющих своей привлекательности даже в пасмурную погоду..

 

Река Кожим.

Река Кожим.

 

Планировали на ночлег встать на стоянке в устье реки Дурная, но она оказалась соответствующей названию (маленькая, травянистая, много гнуса), поэтому пошли дальше до стоянки "Пальникшор". Стоянка с красивым видом на скалы напротив, но за ягодами и грибами надо идти в глубь леса.

Итого за день, почти не гребя, прошли около 32 км (выход в 10:00, встали в 16:00 и час обеда).

На стоянке снова оказались с группой калининградцев. Ребята очень рассчитывали устроить на этой стоянке баню, т.к. для этого тут все было: несколько каменок и даже каркас, но увы... Уровень воды после дождя в реке поднялся примерно на 40 см и бани, сложенные на берегу, из-за этого оказались затопленными.

Скалы на реке Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.

 

09.08.23. День 10.

стоянка "Пальникшор" - стоянка "Риф"

Сплав 18,6 км

По причине пасмурной погоды сегодня снова можно поспать немного подольше, а не вскакивать в 5 утра в раскаленной палатке, выпучив глаза и жадно хватая воздух, словно рыба, выброшенная на сушу.

Около 7:00 показали нам на небе небольшое голубое окошко, но видение это было мимолетным, и окошко вновь затянулось серой унылой мглой.

Наши соседи решают сегодня сразу идти до ж/д моста через Кожим и финишировать с расчетом на баню у местных, мы же свои планы менять не стали и идем как планировали, т.е. с еще одной ночевкой.

Решаем не спешить с выходом, ибо времени у нас навалом. До обеда отдыхали, гуляли, попытались пройти вверх по руслу ручья, но быстро уперлись в болото и оставили эту затею. Оля насобирала ягод, которые вскоре превратились в черничный джем - великолепная добавка к обеду. К обеду же активизировалась мошка, так что лодку мы уже загружали в облаке из кровопийц. Реппеленты особо не помогали, как-то слишком активно она лезла во все щели, видать снова к дождю... Так оно и случилось, как только сели в лодку и оттолкнулись - пошел мелкий дождик и всю дорогу он почти не прекращался, иногда чуть усиливаясь, иногда ослабевая.

 

Скалы на реке Кожим.

Скалы на реке Кожим.

 

Скалы на реке Кожим.

Скалы на реке Кожим.

 

Течение реки на этом участке реки немого слабее, поэтому приходится грести чуть активнее (но не сильно))) На ночлег решили встать на стоянке под названием «Риф». За сегодня прошли 11,3 км за 2,5 ходовых часа. Чалились под дождиком. Стоянка не часто посещаемая, заросшая травой, напротив красивая скала. Грибов и черники тут нет, зато есть красная смородина. На стоянке нашли оставленное кем-то подсолнечное масло (свое забыли включить в раскладку), на нем-то и пожарили подосиновики, которые привезли с прошлой стоянки. На десерт сварили компот из красной смородины. Объелись – хоть колобком катайся.

Когда мы готовились к этому походу и лопатили отчеты, то в одним из них, описание начала каждого дня начиналось примерно так: «ночью погода была мерзенькой». И вот, наконец, в предпоследний день нашего путешествия мы с этой погодой познакомились: все затянула влажная туманная мгла, прошиваемая бесконечными холодными каплями мелкой противной мороси...

Скалы на реке Кожим.
Скалы на реке Кожим.

 

10.08.23. День 11.

стоянка "Риф" - ж/д мост через р. Кожим.

Сплав 11,3 км

Сегодня заключительный день нашего путешествия. Он был прекрасен: к утру дождь закончился, туман, морось и прочую мерзость куда-то быстро унесло, вылезло солнце и стало нас пригревать своими ласковыми лучами.

Как-то так получилось, что палатку мы поставили в единственном месте, недосягаемом солнцу. С одной стороны, это дало нам возможность беззаботно проспать аж до 7:00 в условиях полярного дня, с другой стороны, хотелось ее просушить перед дорогой.

На завтрак доедаем недоеденное (оно, как ни странно, появилось даже в 500 граммовой раскладке – хвала дарам природы!). Вяло собираемся. Оказалось, что газа мы взяли с избытком, поэтому позволили себе нагреть воды, чтобы помыться перед выходом в «свет».

К обеду поднимается несильный ветерок, но пока он попутный. Ввиду прекрасной погоды и избытка времени по реке по традиции идем, почти не гребя, со скоростью течения.

 

Река Кожим.

Река Кожим.

 

Скалы на реке Кожим.

Скалы на реке Кожим.

 

Скалы на реке Кожим.

Скалы на реке Кожим.

 

Около 14:30 уже были перед ж/д мостом, где и заканчиваем наше путешествие. Тут грунтовая дорога подходит к воде. Рядом дом, в котором живет Дед-Батон - владелец старой Нивы с прицепом. На момент написания отчета с ним можно было договориться довезти вещи и пару человек до платформы Кожим. Что мы вскоре и сделали.

К 16-00 наши вещи хорошо просушены и упакованы, сами мы успели отобедать и уже с нетерпением ходим вдоль берега, ибо просто сидеть на месте тут невозможно – количество кровососов зашкаливает. 

 

Оля спасается от гнуса в день выброски.

Оля спасается от гнуса в день выброски.

 

В 16-30 грузим вещи в прицеп, сами садимся в кабину и едем на станцию. Машина еле ползет по ухабам и лужам, но несмотря на это через 20 минут мы уже на станции.
Станция представляет собой технические строения, деревянную платформу на один вагон и небольшой навес с лавочкой.

 

Станция Кожим.

Станция Кожим.

 

Никакой мобильной связи тут нет. Несмотря на то, что билеты в Москву у нас куплены были отсюда где-то на 01 час ночи, мы решаем ехать в Инту на электричке, которая должна подойти около 18 часов, и ждать ночного поезда там, все же на вокзале в закрытом помещении ожидание более комфортно, чем в туче мошки.

В Инте идем в душ в комнате отдыха на вокзале и покупаем сувениры в магазине напротив. Коротаем время в обществе знакомых туристов: и с теми, с которым шли параллельно на сплаве, и с теми, вместе с которыми забрасывались на машине в горы, как-то неожиданно все снова встретились.

Река Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Скалы на реке Кожим.
Скалы на реке Кожим.
Скалы на реке Кожим.
Река Кожим.
Река Кожим.
Оля спасается от гнуса в день выброски.
Станция Кожим.

 

ВЫВОДЫ

  • На базе "Желанное" можно арендовать жилье, на специальном складе оставить снаряжение на хранение, купить пиво.
  • В Чуме на маршруте есть копченая рыбы, оленьи шкуры и тапки, которые можно привезти в качестве сувениров.
  • Для прохождения маршрута нужно обязательно регистрироваться на сайте заоведника Югыд ва и оплачивать пребывание и стоянки. На стрелке Балбанью-Кожим на стоянку приезжали егеря заповеденика на треколе и проверяли разрешения.
  • О заброске можно договариваться с администрацией заповедника. У них есть контакты всех, кто занимается заброской.
  • На карте заповедника места расположения стоянок указаны не точно. Во-первых, по факту их больше, во-вторых, некоторых из отмеченных на карте нет на местности.
  • Без лишней необходимости нет причин уезжать от пл. Кожим, ожидая поезда дальнего следования до ночи и кормя злобных кровососов - спрятаться от них, равно как и от дождя, там негде. Если позволяет время, проще уехать в Инту на пригородной электричке и уже там ждать дальше поезда.
  • На ж/д вокзале есть комната отдыха с оплатой по часам (можно и по суткам, но нам было выгоднее по часам). Тут можно поспать и воспользоваться душем.
  • На момент написания отчета подброситься от антистапеля у ж/д моста до пл. Кожим можно было, договорившись с Дедом Батоном (ближний дом у реки у съезда к воде), с ним же можно договориться о бане, если есть на это время.

 

КООРДИНАТЫ

Grid Шир/долг ггг.ггггг°
Datum WGS 84

Название Описание Координаты
BZ01 База "Желанное" N65.21435 E60.27086
BZ02* База отдыха заповедника «Санавож» N65.34154 E60.71330
BZ03* Турбаза "Орлиное гнездо", не действующая N65.42523 E60.68242
C01-02 Стоянка день 1-й и 2-й N65.09694 E60.13538
C03 Стоянка день 3-й N65.21091 E60.25378
C04-05 Стоянка день 4-й и 5-й. Стоянка заповедника "Стрелка". N65.36960 E60.77695
C06 Стоянка день 6-й в устье р. Лимбекою N65.47381 E60.48692
C07-08 Стоянка день 7-й и 8-й. Стоянка заповедника "Бетью". N65.68273 E60.43000
C09 Стоянка день 9-й. Стоянка заповедника "Пальникшор" N65.65090 E59.94585
C10 Стоянка день 10-й. Стоянка заповедника "Риф" N65.68998 E59.74640
CMP01* Где-то тут стоянка N65.49206 E60.47508
CMP02* Стоянки у оз. Бублик N65.07272 E60.11436
CMP03* Где-то тут стоянка, кажется на правом берегу. N65.49384 E60.47349
CMP04* Где-то тут стоянка на левом берегу N65.51142 E60.44067
CMP05* Где-то тут стоянка на левом берегу. N65.55131 E60.42452
CMP06 Оборудованная стоянка. N65.57146 E60.45033
CMP07* Где-то тут стоянка на левом берегу. N65.63770 E60.49046
CMP08* Где-то тут стоянка N65.66078 E60.31346
CMP09 Где-то тут стоянка на левом берегу N65.64314 E60.21535
CMP10* Необорудованная стоянка на высоком берегу. N65.61352 E60.02466
CMP11* Необорудованная стоянка на устье ручья Ошъёль N65.66159 E59.80745
CMP12* Стол, скамейки, кострище N65.65444 E59.75996
CMP13* Где-то тут стоянка на правом берегу N65.67681 E59.75958
CMP14* Где-то тут стоянка на левом берегу N65.69219 E59.70931
CMP15* Оборудованная стоянка N65.49578 E60.58355
CMP16* Небольшая стоянка N65.62155 E60.02463
CMP17* Оборудованная стоянка. пор. Манюка. N65.37776 E60.75482
CMP18* Стоянка Монах. Место очень примерное. N65.70059 E59.69361
CMP19* Стоянка "Таврота" N65.47131 E60.61419
FNSH Окончание маршрута N65.73512 E59.58650
FRD01 Брод через реку Балбанью N65.19053 E60.22526
FRD02 Брод через ручей около Чума N65.15399 E60.23414
FRD03 Брод через р. Балбанью N65.10459 E60.18431
FRD04 Брод через реку Балбанью около базы "Желанное" N65.21492 E60.26110
FRD05 Брод через реку Болбанью у базы "Санавож" N65.34562 E60.73015
FRD06 Брод через р. Кожым N65.47809 E60.52870
INT02* Шурфы и штреки N65.10131 E60.16547
INT03 Ржавеющий остов вездехода N65.10229 E60.17740
INT04 Подземный ручей N65.30405 E60.66588
INT05 Старик камень. Останец N65.36782 E60.77366
INT07* Гроты N65.30286 E60.66303
INT10 Скала Иван-Камень N65.46694 E60.62003
MNTNAR гора Народа (Народная), высшая точка Уральского хребта, 1895 м (1670м по GPS). N65.03498 E60.11412
PASSPRMCHKA* пер. Перемычка 1А-2А (Высокий) 1437м. соединяет снежник в истоках р. Балбанью и долину Голубых озёр. Расположен западнее пер. Голубые озёра, к востоку от плато Народы в коротком хребте, соединяющем массив Народы с массивом Карпинского. N65.05328 E60.12049
R-BGMT Порог Бегемот N65.33890 E60.71765
R-BROD Порог Брод, 2- к/с, 0,32 км. N65.36661 E60.77256
R-CHECKALA Порог Черная Скала, 3 к/с. Порог хорошо просматривался с воды. Линия движения очевидна. Сразу за окончанием порога справа впадает протока. N65.34880 E60.73384
RCK01 Скала Каюк-Нырд N65.65939 E59.91334
RFT11 Порог N65.38672 E60.75843
RFT12 Порог (несложный слив) N65.38179 E60.75946
R-GROT Порог Грот, 2 к/с, 0,2 км.Река сужается, скорость течения возрастает, есть небольшие валы 0,4 м. Камни в русле отсутствуют. N65.36069 E60.74889
R-KARIER Порог Карьер, 2 к/с, 0,25 км. Порог хорошо просматривается с воды. N65.35620 E60.74373
R-KOJIM Порог Кожимский 1-2 к.с. Проход по левой протоке, много подводных камней, валы до 0,5м. Окончание порога - устье р. Балбанью. N65.36936 E60.77774
R-KREST Порог Крестовый, 2-3 к/с, 0,4 км. Просмотр с ЛБ (отвалы золотодобычи, карьер, к которому есть дорога). На берегу камнями выложено слово «Москва». На повороте налево под скалой ПБ вал 0,7 метра, за которым большая мощная бочка, которая легко обходится слева. N65.35159 E60.74379
R-MANUKU Порог Манюку, 3 к/с, 0,4км. Ориентир большая глыба, высотой около 4 метров посередине русла. В высокую воду появилась протока правее глыбы. Можно проехать по этой протоке. Левая протока несет в сильный прижим скалы левого берега, описанный во всех лоциях. На выходе из порога высокие валы. Просмотр лучше с ЛБ, страховка с ПБ и воды. N65.37076 E60.76840
R-OSTROV Порог Островной, 2- к/с, 0,65 км. Две протоки. Возможен просмотр с острова. Проехали по левой протоке без осмотра. N65.36167 E60.76225
R-PLITA Порог Плита, 1- к/с, 0,26 км. Порог хорошо просматривается с воды. Русло реки широкое, уйти от прижима к скале ЛБ просто. Сразу за скалой «поганки» и открывается вид на порог Труба. N65.36032 E60.75909
R-SERSKALA Порог Серая Скала, 2-3 к/с, 0,13 км. Осмотр с ЛБ. Река разбивается на 2 протоки и бьет в скалу ЛБ, много камней. Возможно прохождение порога, как по левой, так и по правой протоке. N65.35811 E60.74292
R-TRUBA Порог Труба, 3 к/с, 0,18 км. Сложное препятствие. Резкий поворот реки на 90 градусов. Прижим к скале ПБ. Оптимальная траектория прямо под левым берегом, много камней. N65.35864 E60.76088
R-UZKIY Порог Узкий N65.34283 E60.72695
RZD Ж/д станция Кожым N65.74865 E59.65508
SHCH Чум. Можно купить рыбу и сувениры из оленьих шкур. N65.15504 E60.23302
STRTSPLV Стоянка "Готы" N65.30335 E60.66376
STRTTRCK Начало пешей части маршрута N65.19091 E60.21988
TRCK01 Тропа в обход болота N65.15138 E60.23272
TRCK02 Тропа в обход болота N65.13987 E60.21860
URS1 Устье реки Дурная. Медведи. N65.61109 E60.02685

 

ССЫЛКИ